Неучтенные: почему владельцы не могут зарегистрировать автомобили в ГИБДД

Покупку автомобиля многие считают финалом долгих мытарств и с радостной улыбкой едут в отдел ГИБДД для постановки машины на учет. Однако пристальные инспекторы могут испортить хорошее настроение, причем винить в этом будет некого, кроме самого себя. РИА Новости разбирается в типичных поводах для отказа при регистрации транспортных средств.

Документооборот

Самое безобидное — ошибка в документах. Многие самостоятельно заполняют заявления в ГИБДД через сайт или мобильное приложение «Госуслуги». И допускают неточности: то в VIN-номере цифру перепутают, то с годом выпуска попадут впросак. Уже при приеме бумаг в окошке отделения полиции внимательные сотрудники укажут на недочеты и попросят их устранить.

Часто мешает и излишняя торопливость. Для борьбы с мошенниками у оформления «автогражданки» через интернет предусмотрена одна особенность: полис вступает в силу только на следующий день Поэтому не стоит бежать сломя голову в отдел ГИБДД — страховка пока недействительна.

Покупателям подержанных автомобилей стоит также внимательно проверить паспорт транспортного средства (ПТС) и найти отметку об утилизационном сборе. Она должна быть во всех ПТС, выданных после 1 сентября 2012 года. Некоторые категории собственников освобождены от уплаты «утиля», например, участники программы по переселению, граждане, признанные беженцами или вынужденными переселенцами. В таком случае сбор придется платить уже новому владельцу.

Коварный тюнинг

За долгий (а иногда и совсем короткий) период эксплуатации с автомобилем происходят разного рода метаморфозы. У какого-нибудь внедорожника появляется силовой бампер, у спортивного вида легковушки — огромная выхлопная труба с прямоточным глушителем. Или под капотом оказывается вдвое больший двигатель.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утверждены приказом МВД № 1001), это считается внесением изменений в конструкцию — как и любые другие тюнинговые штучки, включая дополнительное освещение, установку больших колес и тому подобное. Отказать в регистрации могут даже из-за газобаллонного оборудования — владелец хоть и установил его в сертифицированном центре, но не удосужился зарегистрировать.

Инспекторы не выскажут претензий, если все конструктивные изменения официально зарегистрированы в ГИБДД. Это порой требует длительных согласований, однако МВД постепенно смягчает требования. Например, упростили регистрацию перевода бензинового автомобиля на газ: теперь заявление можно отправить через интернет, а визит на первичный осмотр просто отменили.

Ошиблись номером

При постановке на учет зоркий глаз инспектора способен заметить в разы больше, чем среднестатистический покупатель машины. Например, сотрудник ГИБДД может проверить бирку на ремнях безопасности или маркировку на боковых стеклах и сверить их с годом выпуска машины: если данные расходятся, он заподозрит неладное и гораздо внимательней осмотрит автомобиль.

Обязательно проверьте соответствие всех цифр и букв тому, что указано в ПТС, а также «пробейте» машину по базам угона в ГИБДД на официальном сайте Госавтоинспекции.

Существенный нюанс: если за период эксплуатации машины ее VIN заржавел, стерся от естественного износа либо был изменен после того, как автомобиль угнали и снова вернули хозяину, такое транспортное средство поставить на учет можно.

Проштрафовался

Иногда отказ связан не с автомобилем, а с его владельцем. Например, если у предыдущего хозяина есть неоплаченные штрафы, по которым судебные приставы завели исполнительное производство.

То же самое касается тех, кто не выплачивает алименты, счета по ЖКХ или имеет долги перед физическими, юридическими лицами и государством. Случается также, что купленный автомобиль находится в залоге у банка — если за него не погашен кредит.

Проверить информацию о штрафах и задолженностях можно через официальный сайт ГИБДД, а сведения о залоге — на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты.